Светотень, что это такое?

По сути, именно сочетание света с тенью даёт возможность зрителю видеть формы разных предметов. При отсутствии света во мраке никаких форм не видно. При чрезмерном освещении всего, например, мощным прожектором, форм также не видно. Лишь сочетание света с тенью даёт возможность видеть их.

С1С2

Светотень ложится на вещи не спонтанно. Существуют некоторые закономерности расположения её на различных формах. Художнику требуется знать их. Главных геометрических форм, различные сочетания которых приводят к созданию всех сложных форм, всего 4: цилиндр, шар, конус, куб. У каждой простой формы имеются отдельные закономерности наложения на неё светотени.

Собственная тень

Куб

На кубе граница света и тени проходит по одной прямой линии — это «линия разлома на светотень» либо попросту «разлом». Напряжение тени в сторону света увеличивается, как и обратное напряжение. То есть на теневой части куба тень наиболее тёмная в месте своего соприкосновения с освещённой частью. В то же время на светлой части свет более светлый возле разлома. Выходит, что и наиболее тёмная область тени, и наиболее светлая область света не располагаются на краю формы. Куб имеет «жёсткий» разлом.

Цилиндр

Разлом на светотень у цилиндра в некотором плане подобен разлому куба. На нём, как и на кубе, свет с тенью создают прямую линию. Аналогично кубу, тень в большей степени напряжена именно в светлую сторону. Подобное усиление тени является закономерным для всех форм вообще. Свет также не располагается на краю формы, что также является всеобщей закономерностью любой формы.

С3С4

Однако имеются серьёзные различия распространения света на цилиндре от такового на кубе. На цилиндре свет с тенью не сходятся в единую линию, между ними имеются определённые полутона, которые светлее к свету и темнее к тени. На цилиндре имеется «мягкая» линия разлома на светотень.

Конус

Конус в этом отношении весьма подобен цилиндру. Разлом аналогично расположен по прямой и является «мягким». Напряжение тени и света аналогично таковому на цилиндре, как и чередование полутонов.

С5С6

Однако у конуса имеется серьёзное отличие. Чем более узок сам конус, тем более напряжённая и контрастная на нём тень, а в тех местах, где конус шире, она становится светлее и расплывается по конусу.

Шар

Шару свойственны немного другие особенности. Разлом идёт по окружности, которая перпендикулярна направлению источника освещения.

С7С8

У шара, аналогично остальным формам, тень усиливается к месту разлома, а свет лежит не на краю формы. Полутона размещаются концентрическими кругами по направлению от света к разлому. Это относится только к «собственным» теням — тем, которые располагаются на самой форме. Однако, кроме них, существуют также «падающие тени» — это тени, отбрасываемые формой на другие поверхности, находящиеся рядом в текущий момент.

Падающая тень

Падающая тень таких форм, как куб, конус и цилиндр, устроена по одному принципу и лишь шар имеет другой принцип её устройства.

Куб, конус и цилиндр

У каждого из них имеется точка касания разломом поверхности, на которой расположена сама форма. Её называют «мёртвой точкой». В ней начинается падающая тень и кончается собственная, которые связаны именно этой точкой.

С9С10С11

Шар

Разлом у шара проходит мимо точки касания шара к поверхности, на которой стоит шар. «Мёртвой точки» нет. Падающая тень находится как обводит точку соприкосновения шара.

С12

Во время рисования форм, близких к описанным геометрическим фигурам, необходимо помнить указанные закономерности распространения на этих фигурах светотени. Также следует различать в рисунке тон и светотень. Как тон, как и светотень можно сделать при помощи штриховки. Однако задачи светотени отличаются от задач тени. Светотень является формообразующим началом. Она одинаково ложится и на белый предмет, и на чёрный либо на предмет другого цвета. Законы расположения светотени невозможно изменить с помощью какой бы то ни было раскраски предмета либо фактуры его поверхности. Если в рисунке имеется задача создать светотень, это говорит о необходимости проявления формы и размещения предметов безотносительно цветов и тонов этих предметов. Такое требование обычно имеется в случае работы над конструктивным рисунком.





Поделись хорошей статьей :)