Пейзаж акварелью

Каждому, кто смотрит на картину-пейзаж, кажется, что он попадает в это же самое место, и видит своими глазами эту необыкновенно красивую природу. И кажется, что воссоздать такое великолепие может только необыкновенно талантливый человек. Но все не так сложно – пошаговый урок поможет нарисовать красивую картину, и раскроет некоторые секреты мастерства.

Писать нужно не ландшафт, а свет. Дело в том, что если смотреть на ландшафт против низкого положения солнца, мир вокруг оживает. При этом даже самый унылый пейзаж наполняется жизнью и энергией.

На этой картине – овраг с крутым склоном, поросший идущим с запада на восток лесом. Ранним утром протекающий по дну оврага, сверкает под солнечными лучами. Под определенным углом была бы видна сверкающая вода, но в этом случае была найдена точка, с которой заметно играющее на листьях солнце. Блики возникают тогда, когда источник света находится впереди, но свет отражается и от каждой поверхности, расположенной под тем углом, под которым бы находилось зеркало, пускающее солнечные зайчики. Тысячи листьев выступают в роли маленьких зеркал.

Некоторые листья напоминают разноцветные стеклышки. Освящаясь солнцем, находящимся позади них, они начинают светиться красками. Цвета становятся ярче, листья приобретают более желтый оттенок. Часть листьев находится в тени, на этой картине присутствует несколько разных оттенков теней. Яркие тона уравновешиваются глубокими тенями и темными оттенками.

22

Требуемые материалы:

1. Краски:
— зеленое золото;
— светлый красный;
— лимонный кадмий;
— жженая сиена;
— французский ультрамарин;
— жженая умбра;
— голубовато-серый.

2. Кисти:
— гумарабик;
— щетина;
— маскирующая жидкость;
— перьевая ручка;
— две соболиные кисточки (4-8, 10-12);
— две маленькие кисточки с тонкими кончиками (№2 или №3).

1
Рис. 1

Сначала выполняется набросок. Пером маскируются листья, блики на веточках и деревьях, сверяясь с окончательным видом картины. Маскируется все, что является полностью белым. Зубной щеткой набрызгивается несколько бликов.

2
Рис. 2

3
Рис. 3

Несколько бликов маскируется щетинной кистью. Для этого ее кончик аккуратно макается в маскирующую жидкость. Легко касаясь бумаги, можно внести небольшой беспорядок в штрихи, выполненные ручкой.

4
Рис. 4

5
Рис. 5

6
Рис. 6

7
Рис. 7

Когда будут разбрызгиваться цвета, потребуется кусок бумаги, который послужит трафаретом для четких краев. Вначале большой соболиной кисточкой №10 или №12 набрасывается вода, а потом – краска, постукивая по тыльной стороне руки кисточкой. Работать нужно снизу вверх для каждого ряда текстуры так, чтобы капельки уменьшались соответственно перспективе. После этого картина должна хорошо просохнуть. Используемые цвета: зеленое золото, желтый кадмий, жженая сиена. Рекомендуется использовать много желтого.

8
Рис. 8

9
Рис. 9

Стволы деревьев прокрашиваются желто-зеленым. После высыхания повторяется разбрызгивание. В этом раз добавляются темные тона – жженая сиена и французский ультрамарин.

10
Рис. 10

После высыхания картины добавляется еще один слой более темного тона. Это делается перед тем, как будут добавляться темные оттенки – черный, серо-голубой с фтало зеленым. Картина просушивается перед нанесением каждого последующего слоя.

В левой части веточки на земле прорисовываются светло-красным цветом, легкими касаниями кисти. После высыхания добавляется несколько штрихов черным цветом.

11
Рис. 11

12
Рис. 12

Теперь добавляются темные тона, попеременно практикуя то работу кистью, то разбрызгивание. Прорисовываются деревья, закрашиваются участки между листьями. При этом рекомендуется следовать формам, получившимся в результате набрызгивания. В качестве темных оттенков можно использовать жженую сиену и французский ультрамарин, серый пейнс, голубовато-серый и фтало зеленый – существует достаточно много методов затемнения картины. Станет заметным больше листьев, когда удалится маскирующая жидкость. Зеленые листья на деревьях рисуются кистью, фтало зеленым и темными тонами. Зеленые оттенки листвы обогащаются тенями.

13
Рис. 13

14
Рис. 14

Мокрым по мокрому добавляется немного темно-синего в самом низу картины, позволяя ему смешаться со смесью светло-красного и французского ультрамарина. Затем картина должна высохнуть.

Кистью на область воды наносится немного гумарабика – достаточно нескольких штрихов. Затем на увлажненную бумагу добавляется желтый.

15
Рис. 15

16
Рис. 16

17
Рис. 17

На влажную поверхность добавляется раздельными вертикальными штрихами больше жженой сиены, желтого, фтало зеленого.

18
Рис. 18

На данном этапе работы картина смотрится довольно неопрятно, но сейчас это нормально. Цвета все еще добавляются мокрым по мокрому. Если поверхность успела высохнуть, ее нужно снова увлажнить, и добавить серый и черный. Эти темные горизонтальные штрихи являются переплетением подводных теней.

19
Рис. 19

Цвета накладываются на увлажненную поверхность в той части, где присутствует отражение берега, протягиваются кистью в ту область под деревом, где берег не отражается. Исходя из этого, получается, что мокрым по мокрому нужно работать только там, где отражается берег, а там, где находятся отражения деревьев и неба – по сухому.

20
Рис. 20

Когда отражения созданы, удаляется вся маскирующая жидкость. Светлые горизонтальные линии, показывающие на воде свет, создавались влажной кистью, которой снималась часть краски.

21
Рис. 21

Некоторые блестящие листики слегка выделяются приглушенным зеленым цветом. Края стволов, покрытые маскировочной жидкостью, покрываются светлым лимонным кадмием на правой стороне стволов.

22
Рис. 22

Так выглядит законченная картина.

Рекомендации по работе

После того, как было рассказано о том, как нарисовать пейзаж акварелью поэтапно, стоит дать несколько рекомендаций – они помогут при создании других картин.

Создание таких пейзажей, как этот, это не столько непосредственное рисование ландшафта, сколько воссоздание игры света. Рисуется прежде всего свет, а не сам ландшафт. Поэтому, собираясь рисовать природу, нужно потратить время на поиск оптимальной точки, с которой пейзаж выглядит живым и ярким.

Нужно понимать, что для создания пейзажа важно не только место, но и время. К примеру, Моне рисовал свои картины несколько дней, и сразу на нескольких холстах. Каждому холсту соответствовал определенный промежуток времени, так как свет в течение дня меняется, и нужно уловить определенный час, когда свет падает лучшим образом. Хотя любое время дня по-своему прекрасно – один и тот же пейзаж на рассвете, в полдень, на закате выглядит совершенно по-разному. Задача художника – найти именно то время, именно тот угол восприятия, когда пейзаж будет казаться живым.

В прошлом британские импрессионисты больше обращали внимание на атмосферу и настроение. Подход, использовавшийся в этом уроке, больше соответствует французскому импрессионизму, так как тут мало атмосферы и настроения, а сентиментальность отсутствует вовсе.

Тем не менее, такой подход оставляет художнику возможность самовыражения, ведь можно интерпретировать предмет – сверкающий свет в ландшафте. Это свет, цвет, формы, линии, очертания, структура поверхности, их взаимосвязь. Важно выделить игру света и тени. Рисунок и структура света должны воспроизводиться ясно и отчетливо, но так же важно не забывать и про тень, выделяя свет.

Свет на предметы падает в соответствии с положением солнца на небе и сторонами света. Солнечные блики изменяются в зависимости от угла падения света и стороной. Блики – это свет, отражаемый от тысяч предметов. Не всегда они такие блестящие, как листья, но тем не менее, солнечный свет настолько сильный, что может даже матовые поверхности таких предметов, как камни, стволы деревьев превратить в сверкающее зеркало. Для изображения отображенного света используется белизна бумаги. Очень важно распределить этот свет в соответствии со структурой, иными словами – рисовать то, что делает свет.

Что касается того, можно ли рисовать непосредственно свет. Дело в том, что солнечный свет очень яркий, и изобразить его именно таким просто не получится. Но мозг человека так устроен, что в нем хранятся определенные образы, связанные с визуализацией света, и он будет казаться более ярким, чем обычная белая бумага. Создание образов, связанных с этим светом, заставит человека, смотрящего на картину, поверить в его реальность.





Поделись хорошей статьей :)